Если вы задумываетесь о текущем состоянии и будущем бизнес-анализа в России, или пытаетесь понять, почему иногда кажется, что отрасль возвращается к старым проблемам, выступление Николая Новика — именно то событие, которое прояснит эти вопросы. Николай, с опытом в бизнес-анализе с 2007 года, предлагает глубокий и многогранный обзор эволюции этой профессии на протяжении полутора десятилетий, и делится своими наблюдениями относительно причин и следствий происходящих изменений.
Выступление начинается с исторического аналогии, которая сравнивает проблему кризиса внутри партии большевиков с кризисом, который происходит сегодня в бизнес-анализе. Николай освещает ключевые изменения в профессии, начиная с 2007 года. В то время, когда системной аналитике уделялось большее внимание, развивались персональные компьютеры, и существовал большой спрос на разработчиков и системных аналитиков. Николай объясняет, как образование и квалификация в то время требовали инженерного мышления и навыков программирования.
Переходя к 2010-2015 годам, Николай акцентирует внимание на изменении фокуса работы аналитиков. В это время акцент смещается от проектирования IT-решений к контексту бизнеса и взаимодействию с бизнес-процессами. Это вызвано, в частности, ростом значимости конкуренции на уровне бизнес-процессов и потребностью бизнеса в адаптации к динамично развивающемуся миру технологий.
Затем, в период с 2015 по 2020 годы, он отмечает резкий рост интереса к бизнес-анализу. Этот период можно назвать золотым временем для профессии; появляются актуальные стандарты и руководства, такие как BayBoard Guide третьей версии. Однако, как замечает Николай, к этому времени также становятся заметны недостатки системы подготовки кадров, что обострилось с вводом быстрых курсов по бизнес-анализу.
Период после 2020 года описывается как время вызовов и откатов назад. Под влиянием пандемии и изменения условий труда встала проблема нехватки квалифицированных разработчиков, и потребность в системных аналитиках вновь увеличилась. Однако Николай указывает на тревожные тенденции: все чаще наблюдается отсутствие глубоких знаний и аналитического мышления у новых кадров, чем он объясняет через примеры из своей практики.
В заключении, Николай призывает к осознанию текущих проблем и активной работе над улучшением подготовки новых и действующих аналитиков. Он предлагает практические советы для лидов и наставников: стимулировать развитие аналитического мышления у новых поколений через навыки изложения мыслей и критического анализа информации. Благодаря сочетанию исторических примеров и личного опыта, Николай успешно привлекает внимание к ключевым вопросам, стоящим перед профессией.